| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
результаты адаптации детейВ сентябре 2007 года мы осуществляли набор детей, при комплектовании группы с членами семей воспитанников проводилось анкетирование на тему «Готовность детей к поступлению в ДОУ» автор К.Л. Печора (см. приложение). Задачи анкетирования: во-первых, дать прогноз адаптации детей, во-вторых, выделить проблемы, которые могут возникнуть в периоде адаптации, в-третьих, определить назначение родителям по подготовке детей к поступлению в ДОУ. Анализ результатов анкетирования показал у 65% родителей вызвали затруднения вопросы, затрагивающие особенности взаимоотношения с взрослыми и сверстниками и личностные особенности ребенка, 16% родителей дали отрицательные ответы о взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми и о его личностных особенностей: «трудно идет на контакт с взрослыми и детьми», «нет уверенности в себе», «не интересуется (или иногда интересуется) игрушками и предметами в новой обстановке», «не умеет играть самостоятельно», 14% родителей указали, что их ребенок «избирательно идет на контакт с взрослыми и детьми», «не всегда уверен в себе», «интересуется игрушками и предметами в новой обстановке», «не всегда играет сам», 5% отметили, что их ребенок «легко идет на контакт с взрослыми и детьми», «уверен в себе», «умеет играть самостоятельно», «интересуется игрушками и предметами в новой обстановке». Была выделена проблема: большинство родителей не придают значения роли общения и развитию личностных качеств ребенка для безболезненной адаптации к детскому саду, для формирования отношений с воспитателями и со сверстниками. В период подготовки к поступлению в детский сад мы начали работу с родителями по разъяснению того, что у ребенка, в первую очередь, необходимо формировать опыт общения с окружающими людьми, расширять круг общения с чужими взрослыми и сверстниками: · была разработана и представлена для ознакомления родителям памятка «Как подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение», · организация посещения родителями вместе с ребенком прогулок на участке д/с, где будущему воспитаннику представлялась возможность общаться с детьми, играть, поближе знакомиться с воспитателями группы, · проведение индивидуальных консультаций для родителей по ознакомлению с условиями детского сада, с организаций жизни малышей в д/с, с особенностями адаптационного периода, по расширению опыта общения детей. При поступлении ребенка в д/с проводилось наблюдение за ним в первые дни и часы пребывания в группе в соответствие с показателями, разработанные Н.Д.Ватутиной (см. приложение). Мы обращали внимание на следующее: - эмоциональное состояние ребенка: слезы, плач, неуравновешенное состояние, когда спокойствие сменяется слезами, и наоборот, спокойное, уравновешенное состояние, - характер деятельности: отсутствие деятельности, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия, - взаимоотношения с взрослыми и сверстниками: отрицательные, положительные или вообще отсутствуют, - речевые высказывания о желаемом. На основе выявленных особенностей поведения делали вывод о сложившейся у ребенка к моменту поступления в ДОУ потребности в общении и определяли группу адаптации. Диагностика уровня адаптации позволила условно разделить детей на три группы: · тяжелая адаптация – наблюдалась у 72 % детей группы, для них были характерны следующие показатели поведения: слезы, плач при уходе близких, бездеятельностно-негативное отношение к воспитателю, взаимоотношения со сверстниками отсутствовали, имели место речевые высказывания: «Хочу домой», «Где моя мама?», радость при возвращении близких, преобладала потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем. Например, Даша Юрлова плакала при расставании с мамой, плакала после ее ухода, слезы, плач неоднократно наблюдались на протяжении всего дня, уговоры взрослых не воспринимала, отказывалась от деятельности, предложенной воспитателем, речевые высказывания отсутствовали. · адаптация средней тяжести - у 22 % детей, у них при расставании с родными наблюдались плач, слезы, эта реакция на расставание с близкими повторялась на следующий день. Постепенно в течение дня эмоциональный контакт с воспитателем налаживался, хотя эмоциональное состояние у детей оставалось неуравновешенным: при отсутствии воспитателя начинали плакать или проявляли явную готовность заплакать. Дети проявляли интерес к предложенной воспитателем деятельности, наблюдали за действиями взрослого, отвечали на вопросы взрослого, сверстников в группе сторонились. Содержание потребности в общении: потребность в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем. · легкая адаптация – наблюдалась у 5 % детей, для них было характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние, охотно шли на контакт с воспитателем, включались в предметную и игровую деятельность, с другими детьми контактировали, но редко и кратковременно, была сформирована потребность в общении с взрослыми на познавательные темы. Надо отметить, что родители этих детей активно взаимодействовали с воспитателями при подготовке ребенка к поступлению в д/с. Например, Юля Терехина спокойно расставалась с родными, сохраняла уравновешенное эмоциональное состояние в течение дня, слез не возникало и тогда, когда воспитатель выходила из группы, при общении с взрослым проявляла инициативу, обращалась время от времени с вопросами, играла самостоятельно, в основном, одна. В процессе анализа проведенной работы были получены следующие результаты: наблюдалась положительная динамика в адаптации детей к условиям детского сада. Определение уровня адаптации по методике Н.Д. Ватутиной проводилась дважды в течение первого месяца посещения детьми детского сада. Результаты диагностики позволили отследить динамику прохождения детьми острой фазы адаптационного процесса. Спустя месяц после поступления, т.е. в конце острой фазы, была проведена контрольная диагностика, которая показала положительную динамику в адаптации детей к условиям детского сада: группа детей с тяжелой адаптацией 0%, группа детей со средней адаптацией 84%, группа детей с легкой адаптацией 11%
группа адаптации дети показатели поведения содержание потребности в общении эмоциональное состояние деятельность взаимоотношения с взрослыми взаимоотношения со сверстниками речь тяжелая адаптация Слезы, плач Отсутствует отрицательные отрицательные Отсутствует или связана с воспоминаниями о близких Потребность в общении с близкими взрослыми, в получении от них ласки, внимания адаптация средней тяжести 84 % Неуравновешанное Наблюдение, подражание действиям взрослого Положительные (по инициативе воспитателя) отсутствуют Ответная (отвечает на вопросы взрослых) Потребность в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем легкая адаптация 11 % Спокойное, уравновешанное Предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра Положительные (по инициативе ребенка) Положительные (ответные) Инициативная (сам спрашивает, обращается к взрослым) Потребность в общении с взрослыми на познавательные темы и активных самостоятельных действиях
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |