1 слайд
Я хочу представить свою работу по теме: «Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста». Как я понимаю, социально-эмоциональное развитие – это формирование представлений о себе и окружающих людях и умение общаться, взаимодействовать в соответствие с нормами и правилами поеведения.
2 слайд
Возникает вопрос, зачем начинать работу по социально-эмоциональному развитию с раннего возраста. Казалось бы, есть программа «Я, ты, мы», где работа по социально-эмоциональному развитию начинается с 3 лет. Дело в том, что одним из важных условий благоприятной адаптации к д/с является умение и желание ребенка общаться. Очень часто дома ребенок общается только с близкими: мамой, папой, бабушкой и т.д., а незнакомых людей боится, и в д/с на чужого для него человека: воспитателя, - он будет реагировать слезами и плачем.
Поэтому с целью адаптации детей к новым социальным условиям необходимо формировать потребность в общении с взрослыми и сверстниками в ДОУ.
Формирование этой потребности мы связали с работой по социально-эмоциональному развитию детей группы: формированию навыков общения, образа «Я» (т.е. представлений о себе) и представлений о других людях, - как основы полноценного взаимодействия с окружающими, что отразили в задачах работы
3 слайд
Задачи работы:
1)создавать условия для партнерского общения и подражания взрослому (совместная деятельность),
2)стимулировать и развивать инициативное общение со сверстниками группы и взрослыми (педагогами, родителями воспитанников группы),
3)создавать основу для формирования позитивного образа «я»,
4)содействовать развитию представлений о человеке: его внешних особенностях, его психическом состоянии (веселый, грустный),
5)вызвать у детей интерес к познанию себя как человека и индивида.
4 слайд
Содержание работы было распределено на этапы.
1 этап: формирование у детей потребности в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем, в том числе элементарных представлений о своих внешних особенностях и внешних проявлениях;
2 этап: формирование потребности в общении с взрослыми на познавательные темы как основу формирования образа «я» представлений о себе и окружающих людях, внешних и внутренних особенностях
3 этап: формирование потребности в общении со сверстниками и развитие на этой основе социальных навыков в соответствие с возможностями раннего возраста
5 слайд
На 1-м этапе необходимо формировать у ребенка потребность в совместной деятельности с взрослым и, соответственно, в общении с ним. Рекомендуется использовать следующие формы работы: индивидуальные игры, индивидуальные занятия, режимные моменты. В играх «Шли-шли, что-то нашли», «Загляни ко мне в окошко», «Я иду к вам в гости с подарками», воспитатель вместе с детьми «находят» разнообразные предметы, игрушки, подарки-сюрпризы: бабочки, бантики, гармошки из бумаги, куколки, помпончики, кисточки из ниток, шумелки, гремелки. С этим материалом необходимо организовывать совместные с ребенком упражнения. Эти игры удовлетворяют потребность детей в заботе, внимании, доброжелательности взрослых, а также развивают потребность в сотрудничестве с взрослыми, в совместной деятельности с воспитателем и получении новых сведений об окружающем.
6 слайд
Знакомство детей с частями тела и с частями лица можно осуществлять в индивидуальных занятиях с так называемым «мягким конструктором» (изображающим животных, сказочных персонажей, человека), мягкие объемные составляющие которого, а так же мелкие детали крепятся с помощью липучек.
7 слайд
Эта работу также проводить на индивидуальных занятиях «Кукла в гости к нам пришла», где дети учатся выделять общие (части тела, части лица) и отличительные признаки человека и его подобия – куклы.
8 слайд
Для формирования у детей представлений о характерных особенностях внешности можно использовать портреты-картинки детей, изготовленные руками родителей. На портрете родители передали характерные особенности внешности своего ребенка: цвет и длину волос, цвет глаз, особенности прически и т.д. Эти портреты можно использовать при знакомстве ребенка с собственным отражением в зеркале, в процессе чего обращать внимание детей на характерные особенности внешности: цвет волос, цвет глаз.
9 слайд
В работе по ознакомлению с внешними проявлениями: выражением эмоций радости и печали, - можно использовать специальных дидактических кукол для знакомства детей с мимикой, характерной для выражения эмоций радости и печали.
10 слайд
По мере привыкания детей к детскому саду, а также в связи с бурным развитием ( происходит развитие речи, мышления), ребенок начинает действовать не только по инициативе взрослого, но начинает сам проявлять инициативу: задавать вопросы, просить воспитателя позаниматься, поиграть с ним. Эти особенности необходимо использовать для социально-эмоционального развития детей: общаясь с ребенком, обращать внимание не только на особенности своей внешности, но и других людей, а также на свои внутренние проявления: вкусы, предпочтения.
На втором этапе рекомендуется использовать такие формы работы, как индивидуальные , подгрупповые занятия, развлечения «Сладкий вечер» с родителями, ритуал «наши гости» с родителями, праздники-сюрпризы с родителям.
11 слайд
На этом этапе нужно знакомить с внешними особенностями не только с собственными, но и окружающих людей – сверстников группы: с помощью панно «Наши звездочки», «портретов» детей проводить упражнения «Похожи-не похожи», «Чей портрет?».
12 слайд
На этом этапе необходимо начинать работу по формирования у детей представлений о своих внутренних проявлениях. Чтобы вызвать у детей интерес к себе, вместе с ними нужно определять их вкусы и предпочтения. Для определения предпочтений детей по отношению к игрушкам рекомендуется организовывать выставки «Магазин игрушек». Дети выбирают понравившуюся игрушку, затем воспитатель вовлекает их в игру с игрушкой.
13 слайд
На музыкальных занятиях можно использовать пособие «Музыкальная книга» на ее страницах – картинки с изображением героев песенок. Данное пособие необходимо для определения музыкальных предпочтений детей. При слушании музыкальных произведений показывать картинку с соответствующим персонажем – героем песни. По мере накопления музыкальных впечатлений спрашивать детей: «Какую песенку (про кого) хотите послушать?»
14 слайд
На занятиях по развитию речи показывали инсценировки по сказкам. С помощью вопросов: «Какие герои понравились?», «Кого вам было жалко?» побуждали детей выражать свое отношение к сказочным персонажам. По мере накопления представлений спрашивали детей: «Какую сказку (про кого) хотите послушать?»
15 слайд
Нами было изготовлено дидактическое пособие «Разноцветные горошинки». (показ) Оно представляет собой чехол – «стручок», разноцветные шарики – «горошинки», к которым крепятся картинки с изображением игрушек, фруктов, сказочных героев и персонажей детских песенок. В игре-занятии «Разноцветные горошинки» детям предлагали рассмотреть горошинки – шарики, выбрать ту, которая понравилась по цвету, поиграть. Позже начали проводить индивидуальные упражнения, где ребенку предлагалось рассмотреть «горошинки» с картинками, назвать и отобрать то, что ему нравится, что он любит, сложить в чехол.
Мы использовали книжки-малышки «Это книжка про меня» (показ), созданные руками родителей, в которых мамы и папы рассказывают о своем ребенке, что он больше всего любит, что ему нравится. Рассматривание этих книжек, чтение их детям помогает обратить внимание ребенка на вкусы и предпочтения сверстников группы.
16 слайд
Работу по ознакомлению с эмоциями можно с помощью дидактического пособия-зонтика «Солнышко-тучка», на котором отмечали простейшие признаки погоды «светит солнышко», «идет дождик»: обращать внимание на мимику персонажей – мальчика и девочки, чьи изображения находятся на этом пособии, и объясняли детям, что «когда светит солнышко, на лицах – радость, когда идет дождик, то лица грустные», т.е. на доступном примере подводить к осознанию причин возникновения радости, печали.
Постепенно, при рассматривании картинок с простым сюжетом в индивидуальных упражнениях детям предлагается самим рассказать: «Почему радуется (смеется), огорчена (плачет) девочка?»
17 слайд
Для формирования у детей представлений о собственных вкусах и предпочтениях можно использовать ритуал «Наши гости». Например, на одной из встреч наша родительница Масленникова Надежда Михайловна показала детям, родителям, педагогам группы способ приготовления соленого теста. Мы вместе с детьми слепили из него оладушки, печенье и предложили каждому ребенку угостить ту игрушку в группе, которая является любимой, т.е. здесь происходило осознание детьми своих предпочтений по отношению к игрушкам. Сорокина Ольга Александровна – музыкант по специальности, исполняла любимые детьми песенки, помогая детям осознавать музыкальные пристрастия.
18 слайд
Разновидностью ритуала «Наши гости» стала ежемесячная встреча «Сладкий вечер», на которой мамы, бабушки готовят и угощают детей различными блюдами из фруктов и свежих овощей, салатами, соками, что способствует формированию у детей вкусов и пристрастий в еде.
19 слайд
Для формирования у детей представлений о собственных вкусах и предпочтениях можно использовать праздники-сюрпризы (рассказать на примере «Осенних листочков», «Легких снежинок»)
20 слайд
На 3 этапе, где происходит формирование у детей потребности в общении со сверстниками, рекомендуется использовать такие формы работы, как организацию самостоятельной деятельности детей, режимные моменты, подгрупповые занятия. С целью формирования потребности в общении со сверстниками, включили в предметно-пространственную среду игрушки, пособия, объединяющие детей.
21 слайд
Это крупные игрушки: качалки…..
22 слайд
модули……и другие (рассказать)
23 слайд
а также пособия, целенаправленно развивающие парное взаимодействие, например, «Разноцветные ленточки» - состоят из 2-ух палочек, соединенных длинной лентой, двое детей накручивают ленту каждый на свою палочку и идут друг другу на встречу, когда дети используют это пособие, они очень радуются при «встрече», обнимаются. На этом этапе мы начали работу по формированию у детей элементарных представлений о нормах и правилах общения.