Портфолио педагога МБДОУ"Детский сад №20"

Колесниковой Елены Геннадьевны

 

технологическая карта

 

Наименование опыта

Использование дидактического материала с целью социализации детей раннего возраста

Формулировка цели

Формирование у детей потребности в новых формах общения с взрослыми: в сотрудничестве с взрослыми, в инициативном общении с взрослым на познавательные темы, - и инициативном общении со  сверстниками как средство безболезненной адаптации к ДОУ

Педагогическая идея

В основе педагогического опыта лежит связь между характером адаптации к новым социальным условиям: детскому саду, - и характером имеющейся у ребенка потребности в общении с окружающими людьми.  Если на момент поступления в детский сад у детей  преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми, то течение адаптации, как правило, тяжелое, болезненное. С целью адаптации детей к новым социальным условиям необходимо формировать потребность в общении с взрослыми и сверстниками в ДОУ. Одновременно с этим необходимо осуществлять работу по социально-эмоциональному развитию детей: формированию навыков общения и развитию эмоциональной сферы –  образа «Я» и представлений о других людях, как основы полноценного взаимодействия с окружающими.

Прогнозируемый результат

·        формирование у детей новых потребностей в общении с взрослыми (как потребность в сотрудничестве с взрослым, потребность в общении с взрослыми на познавательные темы) и сверстниками,

·        безболезненное протекание адаптации,

·        формирование у детей представлений о себе и и окружающих людях (особенности внешности, вкусы и предпочтения),

·        развитие эмоциональной сферы у детей

Выбор и обоснование технологий

 При комплектовании группы  с членами семей воспитанников проводилось анкетирование на тему «Готовность детей к поступлению в ДОУ». В результате анкетирования была выделена проблема: большинство родителей не придают значения роли общения и развитию личностных качеств ребенка для безболезненной адаптации к детскому саду, для формирования отношений с воспитателями и со сверстниками.

При поступлении ребенка в д/с проводилось наблюдение за ним в первые дни и часы пребывания в группе:

На основе выявленных особенностей поведения определяли группу адаптации: тяжелая адаптация – наблюдалась у 72 % детей группы, адаптация средней тяжести - у  22 % детей, легкая адаптация – наблюдалась у  5 % детей.

С целью обеспечения легкого протекания процесса адаптации к ДОУ использовалась методика Ватутиной В.Д., где важным условием успешной адаптации детей рассматривается соответствие содержания общения, организованного воспитателем, уровню развития потребности в общении у ребенка. В данной методике содержатся рекомендации по подбору методов педагогического воздействия, направленных как на удовлетворение, так и на формирование потребностей в общении у детей раннего возраста.

Описание педагогических условий описания опыта

 Педагогом был разработан перспективный план по социально-эмоциональному развитию детей раннего возраста, в котором содержание работы было распределено на этапы. На каждом из этапов большое внимание было уделено включению, разработке и использованию дидактического и игрового материала, направленного на социально-эмоциональное развитие детей.

На 1-м этапе была поставлена цель: формирование у детей потребности в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем, в том числе элементарных представлений о своих внешних особенностях и внешних проявлениях. Проводили игры: «Шли-шли, что-то нашли», «Загляни ко мне в окошко», «Я иду к вам в гости с подарками» и другие, в процессе которых использовали разнообразные предметы, игрушки, подарки-сюрпризы: бабочки, бантики, гармошки из бумаги, куколки, помпончики, кисточки из ниток, шумелки, гремелки, - в качестве материала для организации совместной с ребенком  деятельности. Когда контакт с детьми на основе  сотрудничества был достигнут, был сделан  

 следующий шаг: в процесс взаимодействия включен дидактический и игровой материал, направленный на формирование у детей представлений о собственных внешних особенностях и внешних проявлениях. Знакомство детей с частями тела и с частями лица  осуществлялось в индивидуальных играх-занятиях с так называемым «мягким конструктором» (изображающим животных, сказочных персонажей, человека), мягкие объемные составляющие которого, а так же мелкие детали крепятся с помощью липучек. Эта работа продолжалась на  индивидуальных занятиях «Кукла в гости к нам пришла», где дети учились выделять общие (части тела, части лица) и отличительные признаки человека и его подобия – куклы. В качестве материала использовалась большая, в рост ребенка кукла. Для формирования у детей представлений о характерных особенностях внешности использовали панно: «Наши звездочки». Изначально  это панно было изготовлено с целью поздравления детей с днем рождения, только вместо имени и фамилии ребенка  вывешивается  портрет ребенка, изготовленный руками родителей. На этом портрете родители передали характерные особенности внешности своего ребенка: цвет и длину волос, цвет глаз, особенности прически и т.д. Эти портреты использовались при знакомстве ребенка с собственным отражением в зеркале, в процессе чего обращали внимание детей на характерные особенности внешности: учили называть цвет волос, цвет глаз.

Началась работа по ознакомлению с внешними проявлениями: выражением эмоций радости и печали. В индивидуальных играх-занятиях использовали  специальных дидактических кукол и знакомили детей с мимикой, характерной для выражения эмоций радости и печали.

    На 2-м этапе цель:  это формирование потребности в общении с взрослым на познавательные темы как основы формирования образа «Я»: представлений о себе и окружающих людях, внешних и внутренних особенностях. В работе по формированию у детей представлений о своих характерных особенностях происходило в сравнении с характерными особенностями внешности сверстников, что постепенно подводит детей к обобщению: люди, одновременно, похожи и отличаются друг от друга. С помощью панно «Наши звездочки», «портретов» детей проводили упражнение «Похожи-не похожи», где на основе сравнения собственного портрета с другим, на основе выделения общих и отличительных признаков,  формировали представления о характерных особенностях детей группы. Чтобы помочь детям понять, осознать свои предпочтения и вкусы были организованы выставки «Магазин игрушек», материалом для этих выставок послужили мягкие игрушки, которые из дома в большом количестве принесли родители воспитанников группы. На занятиях по развитию речи показывали инсценировки по сказкам,  побуждали детей выражать свое отношение к сказочным персонажам. На музыкальных занятиях использовали пособие «Музыкальная книга» на ее страницах  – картинки с изображением героев песенок. Данное пособие необходимо для определения музыкальных предпочтений детей. При проведении форм совместной деятельности родителей и детей: праздников- сюрпризов, ритуалов «Наши гости», «Сладкий вечер» мы создавали условия для выражения детьми своих предпочтений в игрушках, в цвете, в еде, музыкальных предпочтений. На разный уровень развития детей рассчитано дидактическое пособие «Разноцветные горошинки». Оно представляет собой чехол – «стручок», разноцветные шарики – «горошинки», к которым крепятся картинки с изображением игрушек, фруктов, сказочных героев и персонажей детских песенок.  В игре-занятии «Разноцветные горошинки» детям предлагали рассмотреть горошинки – шарики, выбрать ту, которая понравилась по цвету, поиграть: «Догони», «Поймай - не упусти», «Прокати в воротца». Позже начали проводить индивидуальные упражнения, где ребенку предлагалось рассмотреть «горошинки» с картинками, назвать и отобрать то, что ему нравится, что он любит, сложить в чехол. Использовали книжки-малышки «Это книжка про меня», созданные руками родителей, в которых мамы и папы рассказывают о своем ребенке, что он больше всего любит, что ему нравится. Рассматривание этих книжек, чтение их детям помогает обратить внимание ребенка на вкусы и предпочтения сверстников группы. В работе с дидактическим пособием-зонтиком «Солнышко-тучка», на котором отмечали простейшие признаки погоды «светит солнышко», «идет дождик»,  обращали внимание на мимику персонажей – мальчика и девочки, чьи изображения находятся на этом пособии, и объясняли детям, что «когда светит солнышко, на лицах – радость, когда идет дождик, то лица грустные», т.е.  на доступном  примере подводили к осознанию причин возникновения радости, печали.3 этап

 На 3-м этапе у детей  формироваи потребность в общении со сверстниками и развитие на этой основе социальных навыков в соответствие с возможностями раннего возраста.  С этой целью организовали совместные игры, упражнения с крупными игрушками (модули, стол «песок-сода», дидактическая черепаха, дидактическая ромашка, игрушки-трансформеры). Также были изготовлены пособия на развитие парного взаимодействия: «Парные дорожки» -  две дорожки для того или иного вида ходьбы с поперечными палочками на концах, скручивающиеся в рулончик, аккуратно раскрутить и свернуть их можно только вдвоем;«Половинки» - несколько полукружий разного цвета (по 2 каждого цвета), раздав их детям, предлагаем каждому разыскать свою пару и вместе поиграть; «Разноцветные ленточки»  - состоят из 2-ух палочек, соединенных длинной лентой, двое детей накручивают ленту каждый на свою палочку  и идут друг другу на встречу, когда дети используют это пособие, они очень радуются при «встрече», обнимаются. Началась работа по формированию у детей элементарных представлений о позитивных поддерживающих приемов общения. При праздновании дня рождения  ребенка, где в качестве наглядности используется панно «Наши звездочки», на котором демонстрируются портреты именинников, дается образец поздравления: добрые слова, исполнение песни, танца, стихотворения. Традицией в группе стали подарки и сюрпризы для малышей. В качестве подарков выступают поделки, выполненные воспитателями группы на глазах у детей из бумаги, ниток, палочек, коробочек, и подаренные им. Эти сюрпризы помогают детям почувствовать, как приятно получать подарки, что подарком можно порадовать другого.

Самоанализ деятельности

·        наблюдалась положительная динамика в адаптации детей к условиям детского сада: определение  уровня адаптации по методике Н.Д. Ватутиной проводилась дважды в течение первого месяца посещения детьми детского сада, спустя месяц после поступления, т.е. в конце острой фазы, была проведена контрольная диагностика, которая показала положительную динамику в адаптации детей к условиям детского сада: группа детей с тяжелой адаптацией 0%, группа детей со средней адаптацией 84%, группа детей с легкой адаптацией 11% ;

·        у детей сформировалось потребность в общении с взрослыми на познавательные темы и со сверстниками, произошло  развитие инициативного общения: анализ уровня развития потребности в общении у ребенка по методике Н.Д.Ватутиной показал, что у 81 % детей сформировалась потребность в общении с взрослыми на познавательные темы (инициативное общение), у 71% - потребность в общении со сверстниками, у 19 % - потребность в общение с взрослыми как потребность в сотрудничестве;

·        анализ карт нервно-психического развития детей в соответствие с показателями, разработанными Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, показал, что у 81% детей нервно-психическое развитие по линии: социальное развитие, - соответствует норме,  у 19% детей группы наблюдается отставание на 1-2 эпикризных срока;

·        анализ дневника наблюдения за детьми в соответствие с показателями эмоционального развития ребенка, разработанными Л.Н.Павловой, Э.Г.Пилюгиной, Е.Б.Волосовой, свидетельствует о развитии эмоциональной сферы у детей:  % детей выражают свои эмоции при слушании музыкальных произведений, сказок, в играх, % могут обозначить словом свое эмоциональное состояние, % эмоционально открыто относятся к незнакомым людям, % проявляют доброжелательность к сверстникам, у % наблюдается эмоциональная избирательность по отношению к игрушкам, музыкальным и художественным произведениям, %  проявляют симпатии к определенным детям;

·        произошло оснащение предметно-развивающей среды собственными разработками: пособиями, дидактическим материалом, направленным на развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста, на формирование взаимодействия со сверстниками;

·        повысился уровня информирования родителей по проблеме социально-эмоционального развития детей. Результаты проблемноориентированного анализа семей воспитанников (автор О.В.Солодянкина), анкетирования  (авторы Козлова А.В., Дешеулина Р.П.)говорят о возрастании интереса родителей к проблеме общения с ребенком: в начале года 22% выделили общение с детьми как основную проблему в воспитании и обучении детей, 23% выделили приемы общения как приоритет в повышении своей педагогической грамотности, в конце года 80% отметили, что в настоящее время беседуют с ребенком, как только появляется возможность, главное для них в общение-это понять проблемы ребенка, его чувства, переживания, желания, интересы.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".