Описание педагогических условий описания опыта |
Педагогом был разработан перспективный план по социально-эмоциональному развитию детей раннего возраста, в котором содержание работы было распределено на этапы. На каждом из этапов большое внимание было уделено включению, разработке и использованию дидактического и игрового материала, направленного на социально-эмоциональное развитие детей.
На 1-м этапе была поставлена цель: формирование у детей потребности в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем, в том числе элементарных представлений о своих внешних особенностях и внешних проявлениях. Проводили игры: «Шли-шли, что-то нашли», «Загляни ко мне в окошко», «Я иду к вам в гости с подарками» и другие, в процессе которых использовали разнообразные предметы, игрушки, подарки-сюрпризы: бабочки, бантики, гармошки из бумаги, куколки, помпончики, кисточки из ниток, шумелки, гремелки, - в качестве материала для организации совместной с ребенком деятельности. Когда контакт с детьми на основе сотрудничества был достигнут, был сделан
следующий шаг: в процесс взаимодействия включен дидактический и игровой материал, направленный на формирование у детей представлений о собственных внешних особенностях и внешних проявлениях. Знакомство детей с частями тела и с частями лица осуществлялось в индивидуальных играх-занятиях с так называемым «мягким конструктором» (изображающим животных, сказочных персонажей, человека), мягкие объемные составляющие которого, а так же мелкие детали крепятся с помощью липучек. Эта работа продолжалась на индивидуальных занятиях «Кукла в гости к нам пришла», где дети учились выделять общие (части тела, части лица) и отличительные признаки человека и его подобия – куклы. В качестве материала использовалась большая, в рост ребенка кукла. Для формирования у детей представлений о характерных особенностях внешности использовали панно: «Наши звездочки». Изначально это панно было изготовлено с целью поздравления детей с днем рождения, только вместо имени и фамилии ребенка вывешивается портрет ребенка, изготовленный руками родителей. На этом портрете родители передали характерные особенности внешности своего ребенка: цвет и длину волос, цвет глаз, особенности прически и т.д. Эти портреты использовались при знакомстве ребенка с собственным отражением в зеркале, в процессе чего обращали внимание детей на характерные особенности внешности: учили называть цвет волос, цвет глаз.
Началась работа по ознакомлению с внешними проявлениями: выражением эмоций радости и печали. В индивидуальных играх-занятиях использовали специальных дидактических кукол и знакомили детей с мимикой, характерной для выражения эмоций радости и печали.
На 2-м этапе цель: это формирование потребности в общении с взрослым на познавательные темы как основы формирования образа «Я»: представлений о себе и окружающих людях, внешних и внутренних особенностях. В работе по формированию у детей представлений о своих характерных особенностях происходило в сравнении с характерными особенностями внешности сверстников, что постепенно подводит детей к обобщению: люди, одновременно, похожи и отличаются друг от друга. С помощью панно «Наши звездочки», «портретов» детей проводили упражнение «Похожи-не похожи», где на основе сравнения собственного портрета с другим, на основе выделения общих и отличительных признаков, формировали представления о характерных особенностях детей группы. Чтобы помочь детям понять, осознать свои предпочтения и вкусы были организованы выставки «Магазин игрушек», материалом для этих выставок послужили мягкие игрушки, которые из дома в большом количестве принесли родители воспитанников группы. На занятиях по развитию речи показывали инсценировки по сказкам, побуждали детей выражать свое отношение к сказочным персонажам. На музыкальных занятиях использовали пособие «Музыкальная книга» на ее страницах – картинки с изображением героев песенок. Данное пособие необходимо для определения музыкальных предпочтений детей. При проведении форм совместной деятельности родителей и детей: праздников- сюрпризов, ритуалов «Наши гости», «Сладкий вечер» мы создавали условия для выражения детьми своих предпочтений в игрушках, в цвете, в еде, музыкальных предпочтений. На разный уровень развития детей рассчитано дидактическое пособие «Разноцветные горошинки». Оно представляет собой чехол – «стручок», разноцветные шарики – «горошинки», к которым крепятся картинки с изображением игрушек, фруктов, сказочных героев и персонажей детских песенок. В игре-занятии «Разноцветные горошинки» детям предлагали рассмотреть горошинки – шарики, выбрать ту, которая понравилась по цвету, поиграть: «Догони», «Поймай - не упусти», «Прокати в воротца». Позже начали проводить индивидуальные упражнения, где ребенку предлагалось рассмотреть «горошинки» с картинками, назвать и отобрать то, что ему нравится, что он любит, сложить в чехол. Использовали книжки-малышки «Это книжка про меня», созданные руками родителей, в которых мамы и папы рассказывают о своем ребенке, что он больше всего любит, что ему нравится. Рассматривание этих книжек, чтение их детям помогает обратить внимание ребенка на вкусы и предпочтения сверстников группы. В работе с дидактическим пособием-зонтиком «Солнышко-тучка», на котором отмечали простейшие признаки погоды «светит солнышко», «идет дождик», обращали внимание на мимику персонажей – мальчика и девочки, чьи изображения находятся на этом пособии, и объясняли детям, что «когда светит солнышко, на лицах – радость, когда идет дождик, то лица грустные», т.е. на доступном примере подводили к осознанию причин возникновения радости, печали.3 этап
На 3-м этапе у детей формироваи потребность в общении со сверстниками и развитие на этой основе социальных навыков в соответствие с возможностями раннего возраста. С этой целью организовали совместные игры, упражнения с крупными игрушками (модули, стол «песок-сода», дидактическая черепаха, дидактическая ромашка, игрушки-трансформеры). Также были изготовлены пособия на развитие парного взаимодействия: «Парные дорожки» - две дорожки для того или иного вида ходьбы с поперечными палочками на концах, скручивающиеся в рулончик, аккуратно раскрутить и свернуть их можно только вдвоем;«Половинки» - несколько полукружий разного цвета (по 2 каждого цвета), раздав их детям, предлагаем каждому разыскать свою пару и вместе поиграть; «Разноцветные ленточки» - состоят из 2-ух палочек, соединенных длинной лентой, двое детей накручивают ленту каждый на свою палочку и идут друг другу на встречу, когда дети используют это пособие, они очень радуются при «встрече», обнимаются. Началась работа по формированию у детей элементарных представлений о позитивных поддерживающих приемов общения. При праздновании дня рождения ребенка, где в качестве наглядности используется панно «Наши звездочки», на котором демонстрируются портреты именинников, дается образец поздравления: добрые слова, исполнение песни, танца, стихотворения. Традицией в группе стали подарки и сюрпризы для малышей. В качестве подарков выступают поделки, выполненные воспитателями группы на глазах у детей из бумаги, ниток, палочек, коробочек, и подаренные им. Эти сюрпризы помогают детям почувствовать, как приятно получать подарки, что подарком можно порадовать другого. |
Самоанализ деятельности |
· наблюдалась положительная динамика в адаптации детей к условиям детского сада: определение уровня адаптации по методике Н.Д. Ватутиной проводилась дважды в течение первого месяца посещения детьми детского сада, спустя месяц после поступления, т.е. в конце острой фазы, была проведена контрольная диагностика, которая показала положительную динамику в адаптации детей к условиям детского сада: группа детей с тяжелой адаптацией 0%, группа детей со средней адаптацией 84%, группа детей с легкой адаптацией 11% ;
· у детей сформировалось потребность в общении с взрослыми на познавательные темы и со сверстниками, произошло развитие инициативного общения: анализ уровня развития потребности в общении у ребенка по методике Н.Д.Ватутиной показал, что у 81 % детей сформировалась потребность в общении с взрослыми на познавательные темы (инициативное общение), у 71% - потребность в общении со сверстниками, у 19 % - потребность в общение с взрослыми как потребность в сотрудничестве;
· анализ карт нервно-психического развития детей в соответствие с показателями, разработанными Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, показал, что у 81% детей нервно-психическое развитие по линии: социальное развитие, - соответствует норме, у 19% детей группы наблюдается отставание на 1-2 эпикризных срока;
· анализ дневника наблюдения за детьми в соответствие с показателями эмоционального развития ребенка, разработанными Л.Н.Павловой, Э.Г.Пилюгиной, Е.Б.Волосовой, свидетельствует о развитии эмоциональной сферы у детей: % детей выражают свои эмоции при слушании музыкальных произведений, сказок, в играх, % могут обозначить словом свое эмоциональное состояние, % эмоционально открыто относятся к незнакомым людям, % проявляют доброжелательность к сверстникам, у % наблюдается эмоциональная избирательность по отношению к игрушкам, музыкальным и художественным произведениям, % проявляют симпатии к определенным детям;
· произошло оснащение предметно-развивающей среды собственными разработками: пособиями, дидактическим материалом, направленным на развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста, на формирование взаимодействия со сверстниками;
· повысился уровня информирования родителей по проблеме социально-эмоционального развития детей. Результаты проблемноориентированного анализа семей воспитанников (автор О.В.Солодянкина), анкетирования (авторы Козлова А.В., Дешеулина Р.П.)говорят о возрастании интереса родителей к проблеме общения с ребенком: в начале года 22% выделили общение с детьми как основную проблему в воспитании и обучении детей, 23% выделили приемы общения как приоритет в повышении своей педагогической грамотности, в конце года 80% отметили, что в настоящее время беседуют с ребенком, как только появляется возможность, главное для них в общение-это понять проблемы ребенка, его чувства, переживания, желания, интересы. |